Реализация компетентностного подхода в обучении математики - Компетентностный подход - Каталог статей - Сайт учителя математики Алешко Н.И.
Пятница, 09.12.2016, 02:59
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Поиск
Новые материалы
12-летнее образование
Подготовка к ГИА


Дистанционный тренинг


* * *
Задачи,решения,тесты
видеолекции,электронные пособия
Учительский ФОРУМ
On-line переводчик
Онлайн переводчик SANASOFT

Наш опрос
На уроках Вы используете
Всего ответов: 671
Статистика
Online













Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Компетентностный подход

Реализация компетентностного подхода в обучении математики

Герасимова С.Н. ,

МОУ «Лицей №22 города Белова»,

город Белово Кемеровской области.

Реализация компетентностного подхода в обучении математики

В основе компетентностного подхода лежит федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования (2004 год) по математике. В стандартах – результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников. Требования структурированы по 3-м компонентам:

  • Знать / понимать;
  • Уметь;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

При реализации компетентностного подхода особое внимание нужно уделять на последний компонент, который по нашему мнению направлен на компетентностный подход в математике в основной школе. Предмет математики разделен на 4 области: арифметика; алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности. К каждой области математики к практическим умениям сформированы определенные требования, которые включают в себя по 3 компонента. Так в области арифметики:

  • Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием справочной литературы, калькуляторов и компьютеров;
  • Устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
  • Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебре:

  • Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • Моделирование практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • Описания зависимостей между физическими величинами, при исследовании несложных практических ситуаций;
  • Интерпретации графиков реальных зависимостей  между величинами.

Геометрии:

         Описания реальных ситуаций на языке геометрии;

         Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

         Решение геометрических задач с использованием тригонометрии;

         Решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

         Построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности:

         Выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

         Распознавания логически некорректных рассуждений;

         Решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин площадей, объемов, времени, скорости;

         Решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

         Понимания статистических утверждений.

Контрольно-измерительных материалов для того, чтобы понять овладел ли выпускник практическими знаниями, компетентен ли в математики, к сожалению (или к счастью) нет. На кафедре математики каждый учитель попытался оценить своих учащихся из собственных наблюдений. Математическую компетентность разделили на три уровня: «воспроизведение», «связи», «размышления».


«Воспроизведение»: Привычные формы представления информации, прямое применение известных фактов, стандартных приемов и методов.

«Связи»: Переход от одной формы информации к другой, создание математической модели, применение различных известных методов к решению задач, близких к известным, интерпретация полученного решения.

«Размышления»: Сложные проблемы, размышление и интуиция, творческий подход, разработка метода решения, обобщение, обоснование.

На наш взгляд, эти три уровня сопоставимы с традиционными уровнями знаний: репродуктивным, конструктивным, творческим.

Уровни освоения знаний

Уровень

Количество учащихся

Процент

Репродуктивный

338

100%

Конструктивный

258

76%

Творческий

82

24%

По этим данным можно сделать выводы, насколько ученик компетентен в математике.

Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителя на уроках применяют различные педагогические технологии: проектную деятельность; применение ИКТ; мозговой штурм; игровые технологии; модульное обучение; обогащающая модель обучения «Математики. Психология. Интеллект» и т.д.

Математическая грамотность учащихся определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использование математики.

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера (в том числе и предметного обучения).

Категория: Компетентностный подход | Добавил: Natalja (06.07.2009)
Просмотров: 9321
Образование в XXI веке
Информатизация образования
Интернет и школа
Применение IT
Interactive technologies
e-Learning Portal KZ
e-Learning
ActivLearning


Курсы ActivLearning помогут вам освоить новейшее программное обеспечение ActivInspire.

* * *
ActivLearning предлагает вам выбор тренингов, в том числе онлайн тренинги и курсы по профессиональному развитию.
Полезные ссылки
Корзина
Ваша корзина пуста