ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ - Интерактив - Каталог статей - Сайт учителя математики Алешко Н.И.
Пятница, 09.12.2016, 02:59
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Поиск
Новые материалы
12-летнее образование
Подготовка к ГИА


Дистанционный тренинг


* * *
Задачи,решения,тесты
видеолекции,электронные пособия
Учительский ФОРУМ
On-line переводчик
Онлайн переводчик SANASOFT

Наш опрос
На уроках Вы используете
Всего ответов: 671
Статистика
Online













Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Интерактив

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ  ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ

 

А.Р. Лебединская, кандидат физико-математических наук, доцент

А.А. Петина, преподаватель

Государственное образовательное учреждение  среднего профессионального образования «Ростовский – на – Дону государственный



Применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.

Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на всем протяжении жизни для адекватности современным условиям заставляет пересмотреть  и сами технологии, применяемые в образовательном процессе, выбирая из них, в первую очередь  те, которые

  • ·   повышают эффективность и качество обучения;
  • ·обеспечивают  мотивы к самостоятельной  познавательной деятельности;
  • способствуют  углублению  меж предметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.


Идет внедрение новой концепции обучения, помещающей студента в центр образовательного процесса, превращающего его из  пассивного слушателя в самого активного в этом процессе. Этому способствует и уровень современной компьютерной техники и программного обеспечения.

Хочется высказать несколько первых впечатлений от попытки внедрения технологий интерактивного обучения в практику преподавания.

Каждый из студентов  имеет свой личный  индивидуальный подход к целям обучения  по каждому из изучаемых предметов (предыдущие знания, предыдущий опыт, предпочтения, хобби, интересы, мотивация). 

Интерактивные способы обучения  дают возможность  преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала студентами.  Важным отличием мультимедиа технологии  от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных - текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.

Также огромную популярность приобрели гипер-медиатехнологии. Они имеют много общего с мультимедиа, но отличаются нелинейной организацией содержащейся информации; предоставляют удобные возможности работы с текстом за счет выделения в них ключевых объектов; таких как слова, фразы, изображения, и организации перекрестных ссылок между ними; пользователь с помощью щелчка мыши может запросить уточнения терминов и определений. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия позволяют достичь гораздо большего эффекта: по данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Совершенно очевидно, что степень усвояемости материала можно значительно увеличить, если внимание учащихся будет сосредоточено на том, что объясняет преподаватель, а не на том, как скорее и точнее отобразить его слова в своих записях. Во многих странах преподаватели снабжают студентов распечатками слайдов своих лекций.

Лекции, демонстрируемые с помощью проектора в режиме слайд-шоу, пока еще не стали наиболее распространенным способом обучения. Тем не менее, задача освобождения студентов от записей, может быть решена с помощью копирующих или электронных досок. У копирующих досок достаточно нажать одну кнопку на устройстве, встроенном в доску, и информация, только что написанная на доске, будет распечатана и бумажные копии  розданы  аудитории, которой они помогают увеличить степень запоминания прочитанного материала и повысить  продуктивность лекции, освободив время для свободного контакта с аудиторией.         Написанная на электронной доске  информация мгновенно появляется на экране компьютера, хранится в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи на доске делаются цветными маркерами, а при наличии цветного принтера, подсоединенного к компьютеру, копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить наиболее важную информацию  и значительно увеличить эффективность ее восприятия.  Благодаря возможности сохранения написанного на доске в компьютерных файлах, электронные доски позволяют создать базу знаний по различным предметам. Если студент пропустил лекцию, он может легко восстановить пропущенный материал.

Если к компьютеру подключить мультимедиа-проектор, то записанную лекцию можно проецировать на доску, используя ее в качестве большого интерактивного экрана. В этом случае доска превращается в интерактивную доску, на которой с помощью маркера, поставляемого вместе с доской, можно вносить комментарии и вызывать различные функции пользовательского интерфейса.

Пульт дистанционного управления, поставляемый к такой  доске, обеспечивает широкий спектр визуальных эффектов: имитацию подсветки части изображения фонариком, рисование цветными карандашами, выделение текста маркером, эффект увеличительного стекла и т.д.

Наличие обратной связи, обусловленной использованием интерактивных технологий в процессе обучения, позволяет преподавателю для каждого из студентов выстраивать индивидуальные, уникальные траектории обучения. Причем развитие и движение студентов по этим траекториям сугубо индивидуальны и не синхронны.

Уровень репродуктивных умений обучаемых легко проверяется современными системами тестирования, полностью автоматизируя этот процесс. Уровень продуктивных знаний должен оцениваться разноуровневой системой практических заданий.

И здесь возникает вопрос об образовательной среде, в которой происходит это обучение. На наш взгляд такая среда должна быть построена на структурировании материала (обычно в виде графа, задающего структуру логических связей между терминами), включающем как материалы для усвоения репродуктивных умений, так и для развития продуктивных умений. Учебный материал должен быть представлен пошаговыми целостными единицами, включающими весь спектр необходимых и достаточных материалов для усвоения  каждой из них. И объем курса  должен превышать предписанные стандартами нормы. Такая конструкция при изучении одного и того же курса разными студентами позволит после усвоения необходимого минимума каждому из них изучить углубленно эти разделы или  дополнительно, заинтересовавшие его разделы, а в случае болезни или других причин отсутствия быстро и легко восстановить (изучить) пропущенный материал.

Необходимо отметить и возможность создания и использования интерактивных заданий при изучении каждого из учебных разделов. Причем интерактивность эта при изучении разных предметов может быть основана на различных технологиях:


o        при изучении информационных технологий - это видеоролики, позволяющие, после первого их предъявления преподавателем многократное их прокручивание студентами, для детального усвоения приемов, применяемых в соответствующих программных продуктах и указанных в них;

o              при изучении курсов естественно-научного цикла - это ролики демонстрирующие или моделирующие (визуализирующие) природные процессы, дающие возможность детального изучения каждого этапа процесса. При этом появляется возможность изменять параметры процессов и отслеживать влияние каждого из них на общее течение  процессов. Это возможности проведения электронных интерактивных опытов и  исследований, переоценить важность приобретаемых учащимися при этом навыков трудно.

при изучении математических дисциплин -это многозадачные  и многоуровневые задания,  предъявляемые  в определенной логической последовательности  с постепенным их решением и оценкой каждого шага

o          Рост сложности  идет от простых репродуктивных, до,   выясняющих полноту  формирования понятийного аппарата по каждой  из тем, заданий с необходимостью возвращения к пройденному материалу,  его трансформации дедуктивной и индуктивной.

Особенностью внедрения такого стиля обучения является обязательная, подчеркиваем это, обязательная  детальная предварительная разработка интерактивного учебного курса с включением всех  необходимых составляющих. Детальная разработка тематического плана, календарность которого уже становится прерогативой успешных студентов, в то же время указывающего календарные сроки стандартного учебного курса.

При этом необходимо создание детальной базы данных по хранению и обработке информации о количестве пройденных каждым студентом разделов курса: на каком модуле (разделе) находится каждый из студентов, об уровне  прохождения им тестовых и проверочных заданий. Причем часть этих заданий должна быть направлена на проверку полноты  знаний и навыков, которыми должен овладеть студент после изучения каждого из этих разделов.

Переход к следующему разделу допускается только после достижения указанного  уровня усвоения материала предыдущего раздела.

Вышесказанное  заставляет преподавателя-разработчика курса сформулировать очень детальный перечень знаний и навыков по каждому из разделов, подготовить перечень вопросов и заданий для их проверки и тестирования.

Использование в учебном процессе интерактивных технологий трансформирует и роль преподавателя. Он становится менеджером учебного процесса, оказывая  адресную помощь студентам в случае необходимости,  и, формируя индивидуальные траектории изучения курса каждым из студентов в своем собственном темпе, в соответствии с календарно-тематическим планом курса.

В то же время у преподавателя возрастает количество времени для активного общения с учащимися в ходе учебного процесса, проведения индивидуальных консультаций по ходу изучения учебного курса, для контроля за успешностью обучения каждого студента. Внедрение  интерактивных технологий  в учебный процесс допускает реализацию групповых форм обучения, дающих умение работы в команде, работы в коллективе, важных для дальнейшей профессиональной реализации учащихся: студенты принимают на себя большую долю ответственности за успешность изучения курса и, должны признать, что это им нравится.

Не желая рекламировать или  сравнивать то или иное программное обеспечение для реализации интерактивного обучения, мы специально не указывали конкретные программы, спектр которых  сейчас уже достаточно обширен. Каждый заинтересованный во внедрении подобного метода обучения может опробовать их в тестовом режиме и сделать свой выбор самостоятельно. Фирмы разработчики разрешают использовать полнофункциональные, скачиваемые из Интернета демоверсии своих программ  бесплатно.






Категория: Интерактив | Добавил: Natalja (06.07.2009)
Просмотров: 12432
Образование в XXI веке
Информатизация образования
Интернет и школа
Применение IT
Interactive technologies
e-Learning Portal KZ
e-Learning
ActivLearning


Курсы ActivLearning помогут вам освоить новейшее программное обеспечение ActivInspire.

* * *
ActivLearning предлагает вам выбор тренингов, в том числе онлайн тренинги и курсы по профессиональному развитию.
Полезные ссылки
Корзина
Ваша корзина пуста