Математическая компетенция — это способность
структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения,
создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее,
интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая
компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для
решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых
для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют
компетентностью.
Компетентность проявляется в случае применения знаний и
умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый
и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки
выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня
математической компетентности: "Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
практических
расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы
и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные
материалы и простейшие вычислительные устройства;
построения
и исследования простейших математических моделей;
описания
и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их
графически;
интерпретации
графиков реальных процессов;
-решения
геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том
числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата
математического анализа;
анализа
реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков,
анализа информации статистического характера;
исследования
(моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул
и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при
решении практических задач, используя при необходимости справочники и
вычислительные устройства”.
Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для
разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении
математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений
невелик:
умение
проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов
действий использовать для подсчетов известные формулы;
умение
извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме
(таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);
умение
применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики
несложных реальных явлений и процессов;
умение
вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении
практических задач.
Для проверки компетентности учащихся на международном уровне
используются два типа задач - чисто математические и контекстные
(практико-ориентированные).
К контекстным относят задачи, у которых
контекст обеспечивает подлинные условия для использования математики при
решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается
использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не
слишком отдалено от реальной ситуации.
Центр тяжести при решении задач такого типа лежит в области
построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует
высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения,
который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным).
Уровни математической компетентности
Принято три уровня математической компетентности: уровень
воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Первый уровень(уровень воспроизведения) — это прямое
применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов,
распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных
процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со
стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень(уровень установления связей) строится
на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются
типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в
очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела
математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих
задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они
предполагают установление связей между разными представлениями ситуации,
описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень(уровень рассуждений) строится как
развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются
определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического
инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики,
самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают
больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести
обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
В едином государственном экзамене последовательно
реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности
школьников.
Однако компетентность нельзя трактовать только как сумму
предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения
и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со
спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со
способностью применять полученные знания и умения к решению проблем,
возникающих в повседневной практике.
Успешное выполнение контекстных заданий может быть
обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.