Реализация компетентностного подхода в обучении математики
Герасимова С.Н. ,
МОУ «Лицей №22
города Белова»,
город Белово Кемеровской области.
Реализация компетентностного подхода в
обучении математики
В основе
компетентностного подхода лежит федеральный компонент государственного
образовательного стандарта основного (полного) общего образования (2004 год) по
математике. В стандартах – результаты обучения представлены в требованиях к
уровню подготовки выпускников. Требования структурированы по 3-м компонентам:
Знать / понимать;
Уметь;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
При реализации
компетентностного подхода особое внимание нужно уделять на последний компонент,
который по нашему мнению направлен на компетентностный подход в математике в
основной школе. Предмет математики разделен на 4 области: арифметика; алгебра;
геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности. К
каждой области математики к практическим умениям сформированы определенные
требования, которые включают в себя по 3 компонента. Так в области арифметики:
Решения
несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием
справочной литературы, калькуляторов и компьютеров;
Устной
прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления, с
использованием различных приемов;
Интерпретации
результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебре:
Выполнения
расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между
реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных
материалах;
Моделирование
практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием
аппарата алгебры;
Описания
зависимостей между физическими величинами, при исследовании несложных
практических ситуаций;
•Решения практических задач в
повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с
числами, процентов, длин площадей, объемов, времени, скорости;
•Решения учебных и практических
задач, требующих систематического перебора вариантов;
•Понимания статистических
утверждений.
Контрольно-измерительных
материалов для того, чтобы понять овладел ли выпускник практическими знаниями,
компетентен ли в математики, к сожалению (или к счастью) нет. На кафедре
математики каждый учитель попытался оценить своих учащихся из собственных
наблюдений. Математическую компетентность разделили на три уровня:
«воспроизведение», «связи», «размышления».
«Воспроизведение»: Привычные формы представления информации,
прямое применение известных фактов, стандартных приемов и методов.
«Связи»: Переход от одной формы информации к другой, создание математической
модели, применение различных известных методов к решению задач, близких к
известным, интерпретация полученного решения.
«Размышления»: Сложные проблемы,
размышление и интуиция, творческий подход, разработка метода решения,
обобщение, обоснование.
На наш взгляд, эти три уровня сопоставимы с
традиционными уровнями знаний: репродуктивным, конструктивным, творческим.
Уровни освоения знаний
Уровень
Количество
учащихся
Процент
Репродуктивный
338
100%
Конструктивный
258
76%
Творческий
82
24%
По этим данным можно сделать выводы,
насколько ученик компетентен в математике.
Для реализации компетентностного подхода в
обучении математики учителя на уроках применяют различные педагогические
технологии: проектную деятельность; применение ИКТ; мозговой штурм; игровые
технологии; модульное обучение; обогащающая модель обучения «Математики.
Психология. Интеллект» и т.д.
Математическая грамотность учащихся
определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей
человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих
использование математики.
Компетентностный подход предполагает освоение
учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать
эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем
особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых,
неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать
соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций
и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход
является усилением прикладного, практического характера (в том числе и
предметного обучения).