Формирование ключевых компетентностей учеников на уроках. (выступление на методсовете школы)
Компетентностно-ориентированный подход – один из новых
концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования в
Казахстане и развитых странах мира.
По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно
важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном
обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Главная задача современной системы образования – создание
условий для качественного обучения.
Внедрение компетентностного подхода – это важное условие
повышения качества образования.
Под понятием "компетентностный подход” имеют
ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых
(базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого
процесса будет формирование общей компетентности человека, что является
совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой
личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и
содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с
личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку
касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в
процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые,
т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности,которые определяются как
способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности,
эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает вовремя
освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их
ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.
Понятие "компетентность” в психолого-педагогичной литературе
окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно.
Толковый словарь дает очень схожие толкования этих понятий:
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых
кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Понятие "компетенция” традиционно употребляется в значении
"круг полномочий”. "Компетентность” же связана с информированностью,
авторитетностью, квалификацией. Поэтому в педагогическом смысле целесообразно
пользоваться термином "компетентность”. Учёные предлагают использовать эти
понятия параллельно, но вкладывая в них разное содержание:
Компетенция – это совокупность взаимозависимых
качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что
являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов,
необходимых для продуктивного действия относительно них.
Компетентность – это владение человеком
соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету
деятельности.
Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование,
норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально
сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень
выгодная перспектива. Предложена формула компетентности.
Каковы ее основные составляющие?
Во-первых, знание, но
не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная,
которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт
собственной деятельности.
Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной
ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, адекватное
оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости
или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или
использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Безусловно, человек, который воплощает в себе такие
качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения
такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно
сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения
развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.
Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в
системе компетентностно ориентированного подхода к обучению базируется на
представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное
образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением
использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.
Существует очень много подходов к определению структуры
компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным
образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или
направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.
1. Социальные компетентности связаны с
окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к
сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки
взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные
навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с
внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность
к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение
достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности,
практические способности, умения делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с
умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и
научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении,
использовать источники информации для собственного развития).
Приведенная модель охватывает все названные группы
компетентностей. Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе
компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.
Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную,
базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную,
последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на
способность личности учиться на протяжении всей жизни.
Модель определяет субъектов деятельности в системе компетентностно
ориентированного подхода. Прежде всего, это ученик, родители и государственные
структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику
образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического
процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.
Основные группы компетентностей в значительной степени
связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и
социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей. Графическое
разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья
и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная
компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и
способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты
системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная
компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:
Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через
приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе
социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на
более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между
собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития
учеников принципиально не изменяется при условии использования другой
классификации и выделения других основных групп компетентностей.
Согласно программе внедрения компетентностно
ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие
ключевые компетентности:
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных
приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной
деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях
быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к
осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль
в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
В государственном стандарте базового и полного среднего
образования выделено такие группы ключевых компетентностей:
1. Социальные (характеризуют умение человека
полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения,
делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.
2. Поликультурные – не только овладение
достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других
национальностей, религий, культур, языков, рас.
3. Коммуникативные – умение общаться устно и
письменно родным и иностранным языками.
4. Информационные – умение получать,
осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
5. Саморазвитие и самообразование –
потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.
6. Продуктивной творческой деятельности.
Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности
компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не
специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные
действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку
любой профессии, возраста, родственного состояния.
Предметное обучение – это только основа для формирования
компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников.
Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют
содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель
может формировать компетентность учеников. Как это можно реализовать?
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ
Формирование компетентностей учеников обусловлено
реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных
методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является
довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно
очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта
на все случаи жизни, конечно не существует.
Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень
высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как
компетентность.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении
всей жизни.
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения?
Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он
должен помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность,
которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей
деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни
усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными
методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы
научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является
обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто
использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом
проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте
творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx
обучение.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение
системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные
особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы
учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их
интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно последних научных
достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите
возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами
решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для
него жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое
место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных
планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только
вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего
педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им,
руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю
достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Целесообразно соотнести возможности продуктивного обучения
со спецификой каждой отдельной группы компетентностей
Продуктивные методики и технологии имеют естественный
потенциал, реализацию которого можно непосредственно связать с формированием
основных групп компетентностей учеников. Но абсолютно очевидно, что применением
отдельного метода обучения или реализацию определенной технологии полной мерой
охватить формирование всех групп компетентностей не возможно.