Интерактивная доска ACTIVboard на уроках математики
В сентябре 2007 года у меня в
кабинете математики появилась интерактивная ACTIVboard. «Научно – технический прогресс проник во все области нашей жизни». Государство
обратило свой взор на школу и от этого выиграли все стороны образовательного
процесса:
В нашу жизнь (мою и
учеников) ворвались новые технологии. Теперь все обычные таблицы, схемы, модели
превратились в интерактивные. На смену классной доске и мелу пришли
интерактивная доска и электронное перо АCTIVpen. Теперь мы (я и мои ученики) можем
вывести любую информацию с компьютера, произвольно дополнить изображение,
заметки, комментарии, примечания, свои суждения на обозрение всего класса. Мы
можем спорить и обсуждать, находить точки соприкосновения разных наук и разных
точек зрения.Первой реакцией учащихся на
возможность работы в ходе урока с интерактивной доской был ярко выраженный
энтузиазм.
Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед
устоявшейся практикой работы. Интерактивная доска позволяет
ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый
способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с
появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы
учеников перед интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом
действенную обратную связь. Такая доска обогащает возможности
компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с
мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в
классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Новое оборудование поддерживает в
классе атмосферу оживленного общения, вызывает дискуссии - это существенно
помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.
С помощью доски я могу
всецело привлечь внимание учеников на всех этапах урока и получить возможность
общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом.
Компьютер, обычно требующий сосредоточенности, больше не отделяет меня от
класса. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок,
видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы
обеспечили всеобщее внимание и понимание.Дети утверждают, что образовательный
процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащимся нравится
работать с электронной доской. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний,
чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным
энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся
более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.
Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают
информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска
отвечает этим требованиям. Наглядность электронных интерактивных
досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.
Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком
увлекает их.
Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в
образовательных целях очень полезно. Это помогает мне сконцентрировать внимание
детей в течение всего урока. Могу сказать по личному опыту, что новый
инструмент вызывйствия учителя. Дети говорят, что гораздо легче понять, как нужно делать то
или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из
учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь
активно начали обсуждать задания со своими товарищами.
Электронные
интерактивные доски подталкивают к творчеству, а также улучшают умение учеников
излагать свои мысли.Трудно описать все
достоинства нововведений. Просто учебный процесс проходит интересно, весело и
легко. На уроке нравится работать всем. А это главное!Вот некоторые виды
образовательной деятельности, которые я применяю при использовании электронной
интерактивной доски:
работа с текстом и изображениями;
сохранение сделанных заметок для передачи по электронной
почте, размещения в Интернете или печати
коллективная работа с образовательными Web-сайтами;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий
для занятий;
демонстрация и нанесение заметок поверх готовых
образовательных материалов;
использование встроенного в программное обеспечение
интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения
дидактического материала;
демонстрация творческих работ, созданных учителем и
учащимися.
Для работы с
интерактивной доской использую определенные программные продукты. Все виды
образовательных программных продуктов условно можно разделить на несколько
групп:
1. Обучающие CD (электронные учебники, библиотеки
наглядных пособий). 2. Энциклопедии (видео, фото, аудио). 3. Виртуальные лаборатории (демонстрационные анимации,
интерактивные работы). 4. Тренажеры (тестирование, подготовка к ЕНТ). 5. Развивающие ПП (игры, конструкторы, викторины). Использование современных цифровых образовательных ресурсов
на уроках математики.
Вот примерный план
использования ЦОРов, я их условно делю на группы:
Электронные учебники, энциклопедии на СD;
Виртуальные лаборатории, интерактивные работы;
Тренажеры, конструкторы;
Анимационные модели;
Видеофрагменты;
Интернет ресурсы;
Все материалы к моим урокам готовлю в электронном
виде для интерактивного использования. Для каждого курса математики заведена
виртуальная папка. Она включает в себя разделы:
К уроку (интересный материал по теме);
Презентации Сайты, на которых можно найти информацию по теме;
Виртуальный учебник (создается учениками по изученной теме);
Видео и флэш - анимация;
Картинки (так условно называется раздел, где хранятся
изображения, клипарты для презентаций);
Работы учеников.
Материалы папок
разнообразны: это результаты поиска материала во «всемирной паутине»; итоги
творческих работ, видео, аудио, фото о проделанной работе; задумки и выдумки
мои и моих учеников. Обучение
с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером
и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:
обеспечение
более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет
использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать
записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать
изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не
затрачивая при этом много времени;
развитие
мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и
динамичному использованию ресурсов;
предоставление
больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и
социальных навыков;
использование
различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным
ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям); обеспечение
хорошего темпа урока;
предоставление
возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для
организации повторения изученного материала;упрощение
проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
обеспечение
многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена
материалами друг с другом;
стимулирование
профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к
обучению.
В центре любого образовательного процесса стоит
ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к
мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и
плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в
процессе обучения интерактивной доски.