Базовой
образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный
подход в образовании, является метод проектов. По своей дидактической
сущностион нацелен на формирование
способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации,
обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться
в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые
области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно
отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности.
Метод проектов позволяет наименее ресурснозатратным способом
создать подобную среду. При работе над проектом появляется исключительная
возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку
обязательным условием реализации методав школе является решение учащимися собственных проблем средствами
проекта).
Проектирование по своей сути - самостоятельный вид
деятельности, существует в культуре как принципиальный способ планирования и
осуществления измерения реальности.
Разрешение проблемы предусматривает, с
одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а
с другой - необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей.
В этом учебном году кафедра МЭФИ работает по методической
теме : Внедрение метода проектов в обучение математике и физике. Я реализую
данную тему на уроках математики в среднем звене. Мной разработаны и частично
внедрены в учебную деятельность следующие индивидуальные и групповые проекты:
1.Создание
орнамента.
Ребята изучали различные орнаменты, особенности их
построения. Продуктом данного проекта явился орнамент, созданный по правилам
осевой и центральной симметрии.
2. Шифрование
рисунков.
При знакомстве детей с координатной плоскостью эффективно
сработал проект «Передай шифровку». Учащимся необходимо было зашифровать
рисунок, сообщить координаты коллегам по команде и получить ответ.
3.Создание картин
из треугольников.
4. Создание картин
из кругов.
В результате работы над этими проектами ребята индивидуально
или в группах создали картины из фигур определенного вида, а затем рассчитали
площадь затраченных материалов.
5. Путешествие
президента по стране.
В ходе реализации данного проекта ребята выступили в роли
президентов различных стран (в том числе вымышленных).Изучая тему масштаб, необходимо
было спланировать поездку по стране, рассчитать реально преодоленное расстояние,
время в пути, расход топлива.
6. Ремонт пола в
квартире.
Учащимся было предложено условно отремонтировать полы в
квартире.
Была оговорена приблизительная сумма средств, предложены
различные материалы. Участникам проекта необходимо было обосновать выбор того
или иного материала, а также составить смету затрат. Данный проект был
реализован в теме площадь прямоугольника.
7. Диаграммы.
Продуктом данного проекта является представление различных
статистических данных в диаграммах. Например: распределение количества уроков в
шестых классах по дням недели, успеваемость в классе, время, затрачиваемое на
выполнение домашней работы ,и другие.
Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои
положительные результаты . Однозначно можно сказать о повышении мотивации к
изучению математики. Дети видят связь между различными предметами, решают
жизненные задачи.