Владимир Натанович Дубровский,
доцент каф. математики СУНЦ МГУ, руководитель авторского коллектива проекта
«1С:Математический конструктор»
Все больше школ получают полноценное компьютерное оборудование. И все более
актуальным становится вопрос, какое выбрать программное обеспечение, чтобы
использовать новые технические
возможности с максимальным
эффектом.
Пренебрегая деталями, разнообразие электронных учебных ресурсов можно свести к
трем основным видам. Первый – электронные учебники, справочники и т.п. Второй –
электронные задачники. Эти виды изданий наиболее многочисленны и хорошо
известны. Но в наибольшей степени инновационный потенциал
информационно-компьютерных технологий в образовании проявляется в программах
третьего типа – инструментальных средах, или виртуальных лабораториях, которые
открывают неограниченный простор для конструктивной, экспериментальной,
творческой деятельности учеников и позволяют ввести в учебный процесс формы
работы, которые трудно, а порой и невозможно организовать обычными средствами.
Среди математического образовательного сообщества наивысшую оценку заслужили
программные среды, отправной точкой для которых стала идея «динамической
геометрии», высказанная уже лет 20 назад и получившая десятки реализаций в
разных странах.
Суть этой идеи проста: вам даются компьютерные инструменты, с
помощью которых на экране, как на листе бумаги, можно выполнять классические
геометрические построения (а также преобразования фигур, измерения и
вычисления, построение геометрических мест и графиков и др.). При этом
программа запоминает порядок построений, так что при изменении исходных данных
соответствующим образом изменяется и вся конструкция.
Таким образом, с
минимальными усилиями вы не просто создаете высококачественный чертеж, что
ценно и само по себе, но сразу бесконечное множество разнообразных вариантов
интересующей вас фигуры. При этом один вариант мгновенно превращается в другие
непосредственным перемещением исходных элементов с помощью мыши.
Что это дает?
При варьировании чертежа гораздо легче выделить те его свойства, которые
остаются неизменными, т.е. следствия условий, накладываемых на рассматриваемую
фигуру, – например, легко увидеть, что какие-то прямые всегда параллельны или
какие-то отрезки равны. Вы получаете и инструмент для геометрических открытий,
и замечательное педагогическое средство: смоделировав подобный эксперимент
заранее, учитель может подвести учеников к самостоятельному осознанию той или
иной идеи. Да и сам процесс построения гораздо более поучителен в его
компьютерном варианте, т.к. требует от ученика полного понимания алгоритма
построения и точности его исполнения – машину не обманешь.
Приведем только один, популярный среди учителей пример заданий – построение
сечений на вращающихся моделях многогранников. Обычные «бумажные» построения в
этих заданиях можно «оживить», выйти в пространство, посмотреть на них из
другой точки, а затем продолжить построение, в новом, более удобном в данный
момент ракурсе. До последнего времени динамическая геометрия была представлена у нас русскими
версиями программы «The Geometer’s Sketchpad» – «Живая Геометрия» и «Живая
Математика», в основном, поставлявшимися в школы в рамках различных проектов.
Но недавно в широкую продажу поступила новая российская программа этого класса
– «1С:Математический конструктор» (версия 2.0). Основные ее отличия –
возможность создавать полноценные задания, которые можно использовать, не имея
самой программы, и свободно распространять, и наличие системы автоматической
проверки построений. Подробности см. на сайте http://obr.1c.ru/mathkit.
Благодаря доступности «Математического конструктора» можно надеяться, что
вскоре он станет рабочим инструментом учителей и учеников и сыграет важную роль
в улучшении преподавания геометрии.
Учительская газета, №1 от
08.01.2008, стр. 22.